KONKURS.ZAIMKA.RU
Спецпроект журнала «Сибирская Заимка»
Спецпроект «СЗ»:
Konkurs.Zaimka.Ru
Западные истоки сибирского областничества…
Проект «Наш общий дом: формирование принципов толерантного существования в полиэтнических сообществах»

Конференция школьников и студентов
«Сибирь: интеграция народов и культур»

Тезисы конференции

ЭЛЕМЕНТЫ СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ ХОРИНСКИХ БУРЯТ

Милаева Т.А.
Новосибирский Государственный Университет
Научный руководитель — к.и.н. А.А. Бадмаев

Свадебная обрядность начала формироваться с начала образования бурятского этноса. По мнению этнографа С.П. Балдаева, бурятские свадебные обряды представляют собою строгое, веками выработанное и организованное действие, которое построено на ряде последовательно связанных символических моментов, созданных многими поколениями с незапамятных времен. Свою задачу я вижу в том, чтобы описать бурятскую свадьбу в Хоринском районе Республики Бурятии, а также проследить изменения, которые произошли в свадебном ритуале с течением времени. В своей работе я опираюсь на монографии посвященные свадебной обрядности бурятского народа, а основной акцент делаю на сообщения информаторов.

В прошлом брак носил характер сделки. Выбор жениха и невесты осуществляли родители. Большую роль в свадебном обряде играли религиозные представления бурят. В современной свадьбе произошли достаточно существенные изменения.

Если раньше браки заключались между людьми, жившими недалеко друг от друга, что объяснялось территориальным фактором, то сейчас же преграды расстояния не существует. Если раньше молодые люди встречались в основном на религиозных праздниках, то сейчас контактов между ними значительно больше (совместное обучение), что приводит к уменьшению роли родителей в выборе жениха и невесты.

Опираясь на полученную в ходе опроса информацию, можно выделить три стадии в свадебном обряде хоринских бурят:

  1. Сватовство (Бэриие Эрилгэ)
  2. Проводы невесты (Хорин)
  3. Свадьба (Турэ)

И в прошлом, и в настоящее время количество этапов в целом остается одинаковым, но внутри каждой ступени произошли изменения.

Сватовство (Бэриие эрилэ) заключается в том, что небольшая группа родственников со стороны жениха, едут смотреть невесту и предлагать заключение брака. Ранее родители жениха, узнав о существовании подходящей кандидатуры, наводили подробные справки о потенциальной невесте. Сейчас молодые сами знакомятся, решают вступить в брак. Это говорит о том, что, сохранясь, сватовство приобрело более формальную функцию. Родители жениха преподносят родителям невесты подарок (хадак табиха). Если родители невесты согласны выдать дочь замуж за этого молодого человека, то они принимают подарок, также делают ответный подарок. В это же время обе стороны договариваются о сроках свадьбы и о том, кто и что будет готовить.

Между сватовством и проводами невесты в прошлом обычно была разница 1-1,5 года, что было связано с большими материальными затратами. Сейчас между первой и второй частью свадебной церемонии срок может быть значительно меньше. Также важно отметить, что хорин на данный момент не является обязательным мероприятием. Проводы невесты происходят в родительском доме девушки, куда съезжаются родственники и земляки, приглашенные родителями. Гости дарят невесте подарки, танцуют национальный бурятский танец (ехор). Хозяева разжигали костер, варили баранину, гости пили в небольших количествах молочную водку (архи). За невестой приезжал жених, иногда он присутствовал на хорин. Раньше девушку провожало достаточно большое количество людей, хотя среди них не обязательно присутствовали ее родители. Существовали специальные назначаемые лица, провожающие невесту: один мужчина (худын туруу) и одна женщина (худыган туруу). Невеста уезжала на следующий день после праздника в ее честь. На новом месте у нее не было прежних подруг, знакомых, поэтому отъезд этот не всегда был радостным. В настоящее время большинство родственников, обязательно родители едут с дочерью и присутствуют на свадьбе.

Свадьба, организованная родителями жениха, проводится сразу после приезда молодых в село жениха. Она проходит достаточно широко и пышно, так как собираются все родственники с обеих сторон. Выбирается тамада. Этот человек и ведет свадьбу. Худын туруу и худыган туруу угощают гостей, собирают подарки. Гости танцуют ехор, поют. Невеста демонстрирует то, что ей подарили. После свадебной церемонии молодые заселяются в новый, специально подготовленный дом (юрту). Гости разъезжались в тот же день, сразу после свадьбы. Через месяц после свадьбы замужняя женщина приезжала к своим родителям погостить, привозила с собой съестные подарки (хышык), гостила в течение недели. Но если в течение прожитого в доме мужа месяца девушка проявляла себя ленивой, не умеющей вести хозяйство, ее могли отправить к родителям насовсем.

Обе семьи обязательно советуются с ламой о сроках свадьбы и при выборе невесты.

Анализируя памятники обычного права хоринских бурят второй половины 18 века, можно прийти к выводу, что еще в то время брак носил характер сделки. Статьи, посвященные брачному праву, в основном регламентировали его размер. Еще раз хочу подчеркнуть, что в наши дни мнение жениха и невесты играет гораздо большую, если не определяющую роль.

Подводя итог, можно сказать, что многие элементы свадебного обряда если не исчезли совсем, то сохранили лишь формальную функцию. Но несмотря на это, свадебная обрядность ярко демонстрирует подлинно национальные традиции, отражает менталитет бурят, подчеркивает их самобытность.


Содержание:
  • Главная страница
  • Информация о проекте
  • Архив новостей
    События:
  • 15.06.2002
    На сайте опубликованы работы победителей конкурса «Край, в котором мы живем».

  • 16.04.2002
    Подведены итоги финального тура интеллектуального марафона «История Сибири: люди и свершения».

    1 место присуждено Елене Михайлец (с. Баган Новосибирской обл.), 2 место заняла Любовь Никонова (г. Новосибирск), 3 место — Андрей Плесцов (с. Осиновка Чулымского р-на Новосибирской обл.)

    Евгений Бондаренко (с. Широкий Яр Мошковского р-на Новосибирской обл.), Елена Свитог (г. Барабинск Новосибирской обл.), группа школьников д. Ташары Мошковского р-на Новосибирской обл. получили сертификаты участников финального тура марафона.

    Поздравляем!

  • 29.11.2001
    17 ноября 2001 г. в рамках проекта Института Археологии и Этнографии СО РАН «Наш общий дом: формирование принципов толерантного существования в поле этнических сообществ» в конференц-зале новосибирского филиала Института Открытое Общество прошли дебаты на тему «Межнациональные браки — это хорошо». Об этом мероприятии вы можете прочитать в статье Татьяны Милавской.

    Рекомендуется к посещению:
  • «Сибирская Заимка»

  • Вернуться к началу страницы
    Хостинг: .masterhost
      ©2001—2003 «Сибирская Заимка»