KONKURS.ZAIMKA.RU
Спецпроект журнала «Сибирская Заимка»
Судебная система сибирской контрреволюции…
Православная
церковь и шаманы…
Проект «Наш общий дом: формирование принципов толерантного существования в полиэтнических сообществах»

Конференция школьников и студентов
«Сибирь: интеграция народов и культур»

Тезисы конференции

К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ НОМАДИЗМА У ПРИСАЯНСКИХ БУРЯТ.
КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX ВВ.

Маншеев Д.М.
Институт археологии и этнографии
Научный руководитель — д.и.н. Алексеев Н.А.

За последнее время появилось большое количество этнографических работ, посвященных изучению традиционной культуры бурят. В их числе, вышли в свет труды по скотоводческому хозяйству бурят. Несмотря на это, до сих пор нет специальных трудов, затрагивающих традиции кочевничества бурят Восточного Присаянья. Отметим, что к присаянской группе относятся буряты Тункинского, Окинского и Закаменского районов Бурятии. Их этническое ядро состоит из хонгодорских родов.

Современные этнографы, изучающие этносы-номады, основываются на характеристиках кочевых хозяйств, данных Марковым Г.Е. и Вайнштейном С.И. По классификации Вайнштейна С.И. скотоводческие хозяйства делятся на четыре типа: кочевые, полукочевые, полуоседлые и оседлые [Вайнштейн С.И., 1972. — С. 73-74]. На основе хозяйственно-культурной типологии, разработанной Н.Н. Чебоксаровым и М.Г. Левиным, можно говорить о взаимосвязях скотоводческой экономики присаянских бурят с кочевыми традициями Евразийских народов [Советская этнография, 1955, ї 4, — С. 3-17].

Первые сведения о бурятах Присаянья даны в материалах русских и иностранных путешественников XVII — первой половины XIX веков. В материалах Палласа П.С. и Георги И.Г. имеются сведения о количестве и наименовании родов, проживавших в районе Тункинского острога. Геденштром М.М. сообщает: "вследствие бесплодия земель тункинские буряты ограничиваются одним скотоводством; места их изобилуют всяким зверем и мягкой рухлядью (пушниной), особенно белкой" [Гирченко В., 1939. — С. 90].

В 1853 г. Н.И. Бакшевич совершил поездку в Тункинский край и собрал сведения о быте и хозяйстве русских крестьян и бурят. П.А. Кропоткин в 1865 г. на основе своих наблюдений, зафиксированных во время поездки по Тункинскому краю и Горной Оке, опубликовал этнографические наблюдения. В них он подробно описал историю края, дал характеристику этнического состава населения (ясачных, казаков, бурят), их быта, религиозной жизни. Особое внимание было обращено на т.н. группу "корнотских братских" — метисированных бурят, переходивших от степного образа жизни к оседлому. И.С. Поляков, исследуя Тункинскую котловину, Саяны, сообщил интересные сведения о занятиях, быте, обрядах, культурных контактах русских и бурят [Бураева О.В., 2000. — С. 10].

В конце 60-х первой половины 70-х гг. XIX в. П. Ровинский издает очерки о Тунке, где знакомит с топографией края, подробно рассказывает о крещении бурят, дает краткие сведения о сезонных перекочевках бурят.

Наиболее информативные данные о закаменских бурятах конца XIX в. (расселение этнических групп, форма землепользования, хозяйство) были приведеныны в "Материалах Комиссии Куломзина" [Материалы Куломзина., 1898. — С. 212].

П. Полтараднев в статье "Пушной промысел в Тункинском районе", изданной в 1926 г., досконально описал охотнические традиции тункинских бурят, дал сведения о количестве добываемой дичи, трудностях испытываемых охотниками. В этой статье он осветил тему бурятского скотоводческого хозяйства на материалах населенных пунктов Хойтогол и Монды Тункинского района. Впервые им были выявлены различия в содержании скота в двух селениях, обусловленные природно-географической средой. Автор указывает на отсутствие зимних пастбищ в Хойтоголе. Жители Хойтогола были вынуждены заготавливать большое количество сена на зиму. Скот мондинских бурят, круглый год находился на подножном корму. [Полтораднев П., 1926. — С. 103-104].

В 1969 г. выходит в свет книга К.В. Вяткиной "Очерки культуры и быта бурят". В этой книге дается общая характеристика хозяйства всех бурят. В работе указывается, что тункинские буряты занимались в основном скотоводством и охотой. Наряду с этим, у них существовало в небольших размерах земледелие. Предложенное Вяткиной К.В. выделение хозяйственно — культурных типов западных и забайкальских бурят, сегодня устарело. Различия, на наш взгляд, имеют более дробный, этнолокальный характер.

Первая работа, целиком посвященная культуре закаменских бурят, была опубликована Г.Р. Галдановой в 1992г. Исследователь прослеживает этническую связь закаменских, тункинских и окинских бурят, состоящих из хонгодоровских родов — обурятившихся монголов. В частности, она дает характеристику народного календаря закаменских бурят. Монография прежде всего затрагивает традиции кочевания закаменских бурят, близкие традициям номадизма окинских и тункинских бурят.

Монография И.Б. Батуевой "Буряты на рубеже XIX — XX вв.", изданная в 1992 г., полностью посвящена традициям скотоводства у бурят. Автор выделяет также типы скотоводческих хозяйств бурят: кочевые, полукочевые, полуоседлые и оседлые. Скотоводческие хозяйства Иркутской губернии, в состав которой входили тункинские и окинские буряты, отнесены к полуоседлому и оседлому типам. Буряты Забайкальской области, по мнению И.Б. Батуевой представляли полукочевой и кочевой тип хозяйствования. Это высказывание спорное, так как Закаменское ведомство, относившееся в XIX — начале XX вв. к Забайкальской области обделено естественными пастбищами, позволяющими вести кочевой и полукочевой образ жизни. Кроме того, закаменские буряты активно занимались сенокошением [Батуева И.Б., 1992. — С. 15-25].

Таким образом, анализ этнографической литературы показывает, что традиции номадизма бурят Присаянья, изучены недостаточно.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Батуева И.Б. Буряты на рубеже XIX — XX вв. Историко-этнографический очерк. Улан-Удэ. 1992 г. — 67 С.
  2. Бураева О. В. Хозяйственные и этнокультурные связи русских, бурят и эвенков в XVII — середине XIX в. — Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. — 205 С.
  3. Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. Изд-во "Наука". Москва. 1972 г. — 312 С.
  4. Гирченко В. Русские и иностранные путешественники XVI, XVIII и первой половины XIX веков о Бурят-Монголах. Улан-Удэ. 1939 г. — 90 С.
  5. Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области // "Советская этнография". — 1955.- ї 4. — С. 3-17.
  6. Материалы Комиссии Куломзина для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области. — Спб., 1898. 11, — С. 212.
  7. Полтораднев П. Пушной промысел в Тункинском районе // "Жизнь Бурятии". ї 1, 1927. — С. 103-104.

Содержание:
  • Главная страница
  • Информация о проекте
  • Архив новостей
    События:
  • 15.06.2002
    На сайте опубликованы работы победителей конкурса «Край, в котором мы живем».

  • 16.04.2002
    Подведены итоги финального тура интеллектуального марафона «История Сибири: люди и свершения».

    1 место присуждено Елене Михайлец (с. Баган Новосибирской обл.), 2 место заняла Любовь Никонова (г. Новосибирск), 3 место — Андрей Плесцов (с. Осиновка Чулымского р-на Новосибирской обл.)

    Евгений Бондаренко (с. Широкий Яр Мошковского р-на Новосибирской обл.), Елена Свитог (г. Барабинск Новосибирской обл.), группа школьников д. Ташары Мошковского р-на Новосибирской обл. получили сертификаты участников финального тура марафона.

    Поздравляем!

  • 29.11.2001
    17 ноября 2001 г. в рамках проекта Института Археологии и Этнографии СО РАН «Наш общий дом: формирование принципов толерантного существования в поле этнических сообществ» в конференц-зале новосибирского филиала Института Открытое Общество прошли дебаты на тему «Межнациональные браки — это хорошо». Об этом мероприятии вы можете прочитать в статье Татьяны Милавской.

    Рекомендуется к посещению:
  • «Сибирская Заимка»

  • Вернуться к началу страницы
    Хостинг: .masterhost
      ©2001—2003 «Сибирская Заимка»