К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ НОМАДИЗМА У ПРИСАЯНСКИХ БУРЯТ.
КОНЕЦ XIX НАЧАЛО XX ВВ.
Маншеев Д.М.
Институт археологии и этнографии
Научный руководитель д.и.н. Алексеев Н.А.
За последнее время появилось большое количество этнографических работ, посвященных изучению традиционной культуры бурят. В их числе, вышли в свет труды по скотоводческому хозяйству бурят. Несмотря на это, до сих пор нет специальных трудов, затрагивающих традиции кочевничества бурят Восточного Присаянья. Отметим, что к присаянской группе относятся буряты Тункинского, Окинского и Закаменского районов Бурятии. Их этническое ядро состоит из хонгодорских родов.
Современные этнографы, изучающие этносы-номады, основываются на характеристиках кочевых хозяйств, данных Марковым Г.Е. и Вайнштейном С.И. По классификации Вайнштейна С.И. скотоводческие хозяйства делятся на четыре типа: кочевые, полукочевые, полуоседлые и оседлые [Вайнштейн С.И., 1972. С. 73-74]. На основе хозяйственно-культурной типологии, разработанной Н.Н. Чебоксаровым и М.Г. Левиным, можно говорить о взаимосвязях скотоводческой экономики присаянских бурят с кочевыми традициями Евразийских народов [Советская этнография, 1955, ї 4, С. 3-17].
Первые сведения о бурятах Присаянья даны в материалах русских и иностранных путешественников XVII первой половины XIX веков. В материалах Палласа П.С. и Георги И.Г. имеются сведения о количестве и наименовании родов, проживавших в районе Тункинского острога. Геденштром М.М. сообщает: "вследствие бесплодия земель тункинские буряты ограничиваются одним скотоводством; места их изобилуют всяким зверем и мягкой рухлядью (пушниной), особенно белкой" [Гирченко В., 1939. С. 90].
В 1853 г. Н.И. Бакшевич совершил поездку в Тункинский край и собрал сведения о быте и хозяйстве русских крестьян и бурят. П.А. Кропоткин в 1865 г. на основе своих наблюдений, зафиксированных во время поездки по Тункинскому краю и Горной Оке, опубликовал этнографические наблюдения. В них он подробно описал историю края, дал характеристику этнического состава населения (ясачных, казаков, бурят), их быта, религиозной жизни. Особое внимание было обращено на т.н. группу "корнотских братских" метисированных бурят, переходивших от степного образа жизни к оседлому. И.С. Поляков, исследуя Тункинскую котловину, Саяны, сообщил интересные сведения о занятиях, быте, обрядах, культурных контактах русских и бурят [Бураева О.В., 2000. С. 10].
В конце 60-х первой половины 70-х гг. XIX в. П. Ровинский издает очерки о Тунке, где знакомит с топографией края, подробно рассказывает о крещении бурят, дает краткие сведения о сезонных перекочевках бурят.
Наиболее информативные данные о закаменских бурятах конца XIX в. (расселение этнических групп, форма землепользования, хозяйство) были приведеныны в "Материалах Комиссии Куломзина" [Материалы Куломзина., 1898. С. 212].
П. Полтараднев в статье "Пушной промысел в Тункинском районе", изданной в 1926 г., досконально описал охотнические традиции тункинских бурят, дал сведения о количестве добываемой дичи, трудностях испытываемых охотниками. В этой статье он осветил тему бурятского скотоводческого хозяйства на материалах населенных пунктов Хойтогол и Монды Тункинского района. Впервые им были выявлены различия в содержании скота в двух селениях, обусловленные природно-географической средой. Автор указывает на отсутствие зимних пастбищ в Хойтоголе. Жители Хойтогола были вынуждены заготавливать большое количество сена на зиму. Скот мондинских бурят, круглый год находился на подножном корму. [Полтораднев П., 1926. С. 103-104].
В 1969 г. выходит в свет книга К.В. Вяткиной "Очерки культуры и быта бурят". В этой книге дается общая характеристика хозяйства всех бурят. В работе указывается, что тункинские буряты занимались в основном скотоводством и охотой. Наряду с этим, у них существовало в небольших размерах земледелие. Предложенное Вяткиной К.В. выделение хозяйственно культурных типов западных и забайкальских бурят, сегодня устарело. Различия, на наш взгляд, имеют более дробный, этнолокальный характер.
Первая работа, целиком посвященная культуре закаменских бурят, была опубликована Г.Р. Галдановой в 1992г. Исследователь прослеживает этническую связь закаменских, тункинских и окинских бурят, состоящих из хонгодоровских родов обурятившихся монголов. В частности, она дает характеристику народного календаря закаменских бурят. Монография прежде всего затрагивает традиции кочевания закаменских бурят, близкие традициям номадизма окинских и тункинских бурят.
Монография И.Б. Батуевой "Буряты на рубеже XIX XX вв.", изданная в 1992 г., полностью посвящена традициям скотоводства у бурят. Автор выделяет также типы скотоводческих хозяйств бурят: кочевые, полукочевые, полуоседлые и оседлые. Скотоводческие хозяйства Иркутской губернии, в состав которой входили тункинские и окинские буряты, отнесены к полуоседлому и оседлому типам. Буряты Забайкальской области, по мнению И.Б. Батуевой представляли полукочевой и кочевой тип хозяйствования. Это высказывание спорное, так как Закаменское ведомство, относившееся в XIX начале XX вв. к Забайкальской области обделено естественными пастбищами, позволяющими вести кочевой и полукочевой образ жизни. Кроме того, закаменские буряты активно занимались сенокошением [Батуева И.Б., 1992. С. 15-25].
Таким образом, анализ этнографической литературы показывает, что традиции номадизма бурят Присаянья, изучены недостаточно.
ЛИТЕРАТУРА:
- Батуева И.Б. Буряты на рубеже XIX XX вв. Историко-этнографический очерк. Улан-Удэ. 1992 г. 67 С.
- Бураева О. В. Хозяйственные и этнокультурные связи русских, бурят и эвенков в XVII середине XIX в. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. 205 С.
- Вайнштейн С.И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. Изд-во "Наука". Москва. 1972 г. 312 С.
- Гирченко В. Русские и иностранные путешественники XVI, XVIII и первой половины XIX веков о Бурят-Монголах. Улан-Удэ. 1939 г. 90 С.
- Левин М.Г., Чебоксаров Н.Н. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области // "Советская этнография". 1955.- ї 4. С. 3-17.
- Материалы Комиссии Куломзина для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области. Спб., 1898. 11, С. 212.
- Полтораднев П. Пушной промысел в Тункинском районе // "Жизнь Бурятии". ї 1, 1927. С. 103-104.