KONKURS.ZAIMKA.RU
Спецпроект журнала «Сибирская Заимка»
Народная повстанческая армия Степного Алтая…
Деревянные церкви Сибири XVII века…
Проект «Наш общий дом: формирование принципов толерантного существования в полиэтнических сообществах»

Конференция школьников и студентов
«Сибирь: интеграция народов и культур»

Тезисы конференции

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ УЧИТЕЛЬСТВА,
ВЫДВИГАЮЩИЕСЯ НА ПРОФ. СЪЕЗДАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В 1917-18 ГГ.

Лейбова Екатерина
студентка III курса исторического факультета НГПУ

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к Западно-Сибирскому учительству начала ХХ века и его проф. организациям. Но исследований анализирующих требования учительства, выдвигаемых на проф. съездах 1917-18 гг. практически нет. Обширный материал для обучения представляют «конспекты» проф. съездов учительства Западной Сибири, опубликованные в работе Черняка Э. И. (1994 г.), на основе которых составлена эта работа.

Учительская интеллигенция Западной Сибири в 1917-18 гг. на проф. съездах и конференциях разного уровня выдвигала свою программу преобразования школьного дела. Все требования можно сгруппировать по нескольким направлениям. В первую очередь реформы должны были коснуться системы образования:

  1. демократизация общественного строя, как первейшая и непременная предпосылка образовательной реформы;
  2. гарантии равенства всех граждан в их правах на образование, добровольность изучения религии, доступность и бесплатность школы, отмена всех сословных, конфессиональных и прочих ограничений;
  3. отмена цензуры школьных учебников и издание новых, упрощение правописания и в целом радикальное обновление содержания образования;
  4. содействие развитию национальных школ, с правом обучения в них на родном языке;
  5. изучение религии должно быть добровольным;
  6. создание единой образовательной системы, с преемственностью всех ее ступеней;
  7. введение совместного обучения мальчиков и девочек;
  8. удовлетворение образовательных потребностей взрослого населения;
  9. необходимость участия родителей в жизни школы.
Другой, не менее важный аспект, который был затронут в требованиях учительства, касался реформы управления школой:
  1. отделение школы от церкви;
  2. предоставление местным органам самоуправления и национальным организациям обширных полномочий в школьном деле;
  3. организация педагогических советов;
  4. отмена должностей ревизоров, инспекторов и других контролирующих лиц.
Отдельное место в требованиях учительства занимали положения, которые касались положения самих педагогов, их профессиональной подготовки и правового положения:
  1. организация летних курсов для учителей;
  2. замещение учителей, призванных на войну;
  3. увольнение учителей только в результате решения суда или органов следствия;
  4. установление свободной частной инициативы в области школьного и внешкольного образования.
Материальные проблемы всегда являлись наиболее острой темой в требованиях учительства, они формулировались следующим образом:
  1. оказание учителям широкой материальной поддержки со стороны правительства;
  2. предоставление полной материальной независимости от сельских обществ;
  3. право на пенсию по выслуге;
  4. создание кассы взаимопомощи и общества безвозмездного вспомоществования.
Вывод: центральными задачами общественно-педагогического движения учителей были: борьба с монополией правительства в области образования, демократизация школьного дела, создание и развитие единой образовательной системы — именно эти проблемы отразились в требованиях учительства, которые выдвигались ими на профсоюзных съездах Западной Сибири в 1917-18 гг.

Содержание:
  • Главная страница
  • Информация о проекте
  • Архив новостей
    События:
  • 15.06.2002
    На сайте опубликованы работы победителей конкурса «Край, в котором мы живем».

  • 16.04.2002
    Подведены итоги финального тура интеллектуального марафона «История Сибири: люди и свершения».

    1 место присуждено Елене Михайлец (с. Баган Новосибирской обл.), 2 место заняла Любовь Никонова (г. Новосибирск), 3 место — Андрей Плесцов (с. Осиновка Чулымского р-на Новосибирской обл.)

    Евгений Бондаренко (с. Широкий Яр Мошковского р-на Новосибирской обл.), Елена Свитог (г. Барабинск Новосибирской обл.), группа школьников д. Ташары Мошковского р-на Новосибирской обл. получили сертификаты участников финального тура марафона.

    Поздравляем!

  • 29.11.2001
    17 ноября 2001 г. в рамках проекта Института Археологии и Этнографии СО РАН «Наш общий дом: формирование принципов толерантного существования в поле этнических сообществ» в конференц-зале новосибирского филиала Института Открытое Общество прошли дебаты на тему «Межнациональные браки — это хорошо». Об этом мероприятии вы можете прочитать в статье Татьяны Милавской.

    Рекомендуется к посещению:
  • «Сибирская Заимка»

  • Вернуться к началу страницы
    Хостинг: .masterhost
      ©2001—2003 «Сибирская Заимка»