KONKURS.ZAIMKA.RU
Спецпроект журнала «Сибирская Заимка»
Колчаковская диктатура: истоки и причины краха…
Камчатка в планах Муравьева-Амурского…
Проект «Наш общий дом: формирование принципов толерантного существования в полиэтнических сообществах»

Конференция школьников и студентов
«Сибирь: интеграция народов и культур»

Тезисы конференции

ПОСВЯЩЕНИЕ ШАМАНА У АГИНСКИХ БУРЯТ

Гомбожапов А.Г.
Институт археологии и этнографии СО РАН
Научный руководитель — д.и.н. Н.А.Алексеев

1. Непременным условием становления шамана у бурят являлось наличие шаманской наследственности. Будущий шаман заболевал шаманской болезнью. Тогда опытный шаман указывал время проведения обряда посвящения шамана. Посвящение шамана являлось делом всего рода, членом которого являлся будущий шаман. К 1930-м годам, когда первые бурятские советские ученые начали изучение своей национальной культуры, такие обряды как посвящение шамана, почти не совершались. Сбор подобных этнографических материалов в советское время считался не актуальным. Те исследователи, которые рассматривали в своих работах эту тему, опирались в большинстве своем на материалы дореволюционных ученых, таких, как М.Н. Хангалов, Ц.Ж. Жамцарано, Г.Н. Потанина [Д.С. Дугаров,1991., c.133.] и других.

2. Шаманизм восточных бурят имел ряд особенностей, обусловленных не только этническим своеобразием, но и буддийским влиянием. Обряд посвящения у западных бурят чаще всего назывался "угаал" — "омовение, очищение", а у восточных бурят данный обряд обозначался словом "шанар" — "свойство, качество, суть".

3. Обряд посвящения проводился у бурят весной, в мае и летом [М.Н. Хангалов, с.10] в улусе около дома будущего шамана, в степи, а также в лесу на месте шаманского погребения. При проведении обряда посвящения шамана было обязательным присутствие людей в роли "отца" и "матери" посвящения, девятерых помощников и т.д. Главным ведущим обряда был опытный шаман — учитель будущего шамана.

4. Особенностью обряда посвящения в шаманы у Агинских бурят являлось то, что они в конце XIX в. для проведения обряда шанар привозили из леса большое количество свежесрубленных берез со всеми ветками и листьями. В том числе две крупные, толстые березы (Эхэ модон — Мать дерево, Эсэгэ модон "Отец дерево") и еще одну длинную, но сравнительно тонкую березу для возведения сэргэ ("коновязь"). Также устанавливали аллею из берез. Березы украшали разными предметами. Шкурками животных, лентами и т.д. У бурят существовало девять степеней посвящения, в некоторых случаях буряты проводили и до тринадцати посвящений [Б.Д.Базаров, с.101-104.].

5. Шаман, проходя очередное посвящение, увеличивал число духов помощников, получал больше полномочий, прав, а также получал дополнительные шаманские атрибуты. В ходе наших полевых работ среди бурят 1999-2000 гг. нами были сделаны записи, которые интересны тем, что материал был зафиксирован среди агинских бурят, которых традиционно относили к приверженцам буддизма.

6. Обряд посвящения шамана составлял один из ключевых аспектов религиозной системы шаманизма. Шаманизм, соприкасаясь с современной культурой, претерпевает некоторые изменения, приспосабливается к новым культурным условиям. Важно сопоставить материалы предшественников с современными данными об обряде посвящения шамана у локальной группы бурят. Это позволит показать эволюцию обряда посвящения шаманы, как части традиционных обрядов бурят.


Содержание:
  • Главная страница
  • Информация о проекте
  • Архив новостей
    События:
  • 15.06.2002
    На сайте опубликованы работы победителей конкурса «Край, в котором мы живем».

  • 16.04.2002
    Подведены итоги финального тура интеллектуального марафона «История Сибири: люди и свершения».

    1 место присуждено Елене Михайлец (с. Баган Новосибирской обл.), 2 место заняла Любовь Никонова (г. Новосибирск), 3 место — Андрей Плесцов (с. Осиновка Чулымского р-на Новосибирской обл.)

    Евгений Бондаренко (с. Широкий Яр Мошковского р-на Новосибирской обл.), Елена Свитог (г. Барабинск Новосибирской обл.), группа школьников д. Ташары Мошковского р-на Новосибирской обл. получили сертификаты участников финального тура марафона.

    Поздравляем!

  • 29.11.2001
    17 ноября 2001 г. в рамках проекта Института Археологии и Этнографии СО РАН «Наш общий дом: формирование принципов толерантного существования в поле этнических сообществ» в конференц-зале новосибирского филиала Института Открытое Общество прошли дебаты на тему «Межнациональные браки — это хорошо». Об этом мероприятии вы можете прочитать в статье Татьяны Милавской.

    Рекомендуется к посещению:
  • «Сибирская Заимка»

  • Вернуться к началу страницы
    Хостинг: .masterhost
      ©2001—2003 «Сибирская Заимка»