KONKURS.ZAIMKA.RU
Спецпроект журнала «Сибирская Заимка»
Спорные вопросы
пограничного
размежевания…
Русско-корякские
отношения в XVIII в.
Проект «Наш общий дом: формирование принципов толерантного существования в полиэтнических сообществах»

Конференция школьников и студентов
«Сибирь: интеграция народов и культур»

Тезисы конференции

К ВОПРОСУ О КУЛЬТЕ ДЕРЕВЬЕВ У ХАКАСОВ

Бурнаков В.А.
Институт археологии и этнографии СО РАН

Образ мирового дерева характерен для традиционного мировоззрения многих народов и хакасов в частности. Согласно архаическим представлениям, мировое дерево пронизывает слои космоса, гармонизируя его, поддерживая равновесие. По словам В.Н. Топорова:"Интегральный образ дерева служил воплощением концепции строения Вселенной" [Топоров В.Н.,1971, с.9].

Как правило, все обрядовые действия хакасов, в том числе жертвоприношения Небу, духам-хозяевам гор, совершались возле священных деревьев, если же такового не оказывалось, его заменяли аналогом — срубленной молодой березой, шестом и т.д. Дерево позволяло человеку приносить жертву божествам "верхнего" или "нижнего" миров

Согласно народным представлениям, Дух-хозяин тайги мог превращаться в дерево (березу, лиственницу). Такое дерево по внешнему виду должно было отличаться от остальных. По отношению к ним налагались определенные запреты, не рекомендовалось даже приближаться к ним [Материалы полевых сборов автора].

Помимо роли медиатора, дерево являлось хранителем жизненной силы человека, храня в кроне священных деревьев "хут" — души неродившихся младенцев [Угдыжеков С.А., 1994, С.47]. Еще в конце XIX в. среди хакасов была распространена традиция хоронить детей на деревьях [Катанов Н.Ф., 1893, с.93]. Данная традиция существовала у многих народов Сибири, в том числе и у самодийцев.

Сакральная связь с деревьями у хакасов была так сильна, что мир деревьев представлялся им подобным людскому. Деревья наделялись теми же свойствами, что и люди — они рождались, росли, умирали. Дерево могло испытывать страдание и боль. Исходя из этих поверий, на многие действия по отношению к деревьям накладывались определенные предписания и запреты. Так, например, не всякое дерево можно было рубить, при заготовке дров регламентировалось количество срубаемых деревьев, в противном случае человек навлекал на себя беду. Прежде чем срубить дерево, надо было его "разбудить", слегка постучав по нему обухом топора, и попросить прощение. Дерево срубали таким образом, чтобы оно падало по направлению солнца. После этого, на пень обязательно клалась лучинка [Материалы полевых сборов автора].

Образ дерева настолько сильно слился в традиционном сознании хакасов с человеком, что выработались определенные приметы. "Если во сне увидишь старое срубленное дерево, то умрет кто-то из твоих старых родственников, если дерево молодое — смерть ожидает кого-то из молодых( [Со слов информатора Бурнакова А.А., 1937 г.р.,сеок " Таг-Харгазы"].

Культ деревьев у хакасов носил ярко выраженный родовой характер [Усманова М.С., 1980, с.101-102]. До сих пор, хакасы в старшем поколении помнят названия своих священных родовых деревьев.

Таким образом, можно констатировать, что дерево являлось одним из основополагающих символов традиционной религиозно-мифологической системы хакасов. Все обрядовые действия, связанные с деревом, были призваны обеспечить максимально устойчивые связи между организацией жизни коллектива и природным окружающим миром.. Это помогало определить человеку свое место во Вселенной, придавало ему ощущение целостности и гармонии.

ПРИМЕЧАНИЕ:

  1. Катанов Н.Ф. Письма Н.Ф. из Сибири и Восточного Туркестана.- Санкт-Петербург, 1893.
  2. Угдыжеков С.А. Хакасский обряд посвящения коня и мировое древо // Проблемы сохранения природы и культурно-исторического наследия Хакасии. — Абакан, 1994.
  3. Усманова М.С. Дерево в традиционных представлениях хакасов // Вопросы этнокультурной истории Сибири. — Томск, 1980.
  4. Топоров В.Н. О структуре некоторых текстов, соотносимых с концепцией "Мирового дерева" // Труды по знаковым системам, V. — Тарту, 1971.
  5. Материалы полевых сборов, записанные со слов Бурнакова А.А., 1937 г.р., сеок "Таг-Харгазы", с.Аскиз, Р. Хакасия, июль 1997 г.

Содержание:
  • Главная страница
  • Информация о проекте
  • Архив новостей
    События:
  • 15.06.2002
    На сайте опубликованы работы победителей конкурса «Край, в котором мы живем».

  • 16.04.2002
    Подведены итоги финального тура интеллектуального марафона «История Сибири: люди и свершения».

    1 место присуждено Елене Михайлец (с. Баган Новосибирской обл.), 2 место заняла Любовь Никонова (г. Новосибирск), 3 место — Андрей Плесцов (с. Осиновка Чулымского р-на Новосибирской обл.)

    Евгений Бондаренко (с. Широкий Яр Мошковского р-на Новосибирской обл.), Елена Свитог (г. Барабинск Новосибирской обл.), группа школьников д. Ташары Мошковского р-на Новосибирской обл. получили сертификаты участников финального тура марафона.

    Поздравляем!

  • 29.11.2001
    17 ноября 2001 г. в рамках проекта Института Археологии и Этнографии СО РАН «Наш общий дом: формирование принципов толерантного существования в поле этнических сообществ» в конференц-зале новосибирского филиала Института Открытое Общество прошли дебаты на тему «Межнациональные браки — это хорошо». Об этом мероприятии вы можете прочитать в статье Татьяны Милавской.

    Рекомендуется к посещению:
  • «Сибирская Заимка»

  • Вернуться к началу страницы
    Хостинг: .masterhost
      ©2001—2003 «Сибирская Заимка»