KONKURS.ZAIMKA.RU
Спецпроект журнала «Сибирская Заимка»
Колчаковская диктатура: истоки и причины краха…
Камчатка в планах Муравьева-Амурского…
Проект «Наш общий дом: формирование принципов толерантного существования в полиэтнических сообществах»

Интеллектуальный марафон
«История Сибири: люди и свершения»
II этап: «История и этнография Сибири»

3 тур (заочный)

<<< назад

Освоение и изучение Сибири

  1. Как назывались суда русских мореходов, ходивших в сибирские земли? (2 балла)
  2. Представьте себе, что вы путешественник XVII века. После долгих странствий вы пришли в один из сибирских русских городов. Опишите, что вы увидели. (5 баллов)
  3. Этот небольшой укрепленный городок был основан в 1593 г. для того, чтобы собирать ясак с остяков. В первой половине XVIII века он стал местом ссылки опальных вельмож. Сюда был сослан ближайший сподвижник Петра Первого. О нем писали так: «Довезли нас в маленький городок. Жители в нем едят рыбу сырую, ездят на собаках, носят оленьи кожи. Избы кедровые, окончины ледяные вместо стекла. Зимы здесь десять месяцев или восемь, морозы несносные. Ничего не родится, ни хлеба, никакого фрукту. Леса непроходимые да болота». О каком сибирском городе идет речь? (5 баллов)
  4. Каково происхождение названия города Братска? (6 баллов)
  5. Какие сибирские города были основаны в 16-18 вв.? (3 балла)
  6. Вставьте пропущенные слова:
    Начало городу ... положила новая дорога из России в Сибирь. ... спроектировал прямую дорогу посуху не через Чердынь, а через ... — она сократила путь из Москвы в Тюмень на 1000 верст. Путь был «суходольный», шел по безлюдной местности, так как селения были только на реках. На сибирской стороне Уральских гор, там, где Бабиновская дорога упиралась в р. Туру, был заложен новый город ... — на месте древнего городища Неромкуру, существовавшего со времен неолита.

    В 1696 г. Тобольский митрополит Игнатий открыл святые мощи ..., прозванного Верхотурским. Популярность этого святого в народе была источником процветания Николаевского монастыря и города ..., который становится значительным религиозным центром Зауралья. Сами жители считают, что святой ... долгое время охранял это место от бед. Ведь более 200 лет несмотря на то, что ... дорога уже потеряла свое значение, Верхотурье процветало. Когда же мощи святого были вывезены, то город пришел в упадок. (9 баллов).

  7. В этой масштабной экспедиции по изучению Сибири участвовали многие известные ученые. Было сформировано несколько научных отрядов, перед каждым из которых была поставлена особая задача. Вот как описывается один из эпизодов работы этой экспедиции: «30 июня 1735 года от города Якутска отплыли два судна. Они были только что построены, и на палубах пахло свежей, едва просохшей краской. На корме одного судна виднелась надпись «Иркутск». Другое судно называлось «Якутск». Ледовитый океан встретил корабли неприветливо. Стояла холодная туманная погода. Не было попутных ветров. Судна медленно продвигались вдоль голого берега. Через пять дней льды преградили путь». О какой экспедиции идет речь? Расскажите об итогах ее работы. (8 баллов)
  8. Расскажите об одном из ученых, занимавшимся изучением истории Сибири. (6 баллов)
Культура народов Сибири
  1. Какие народы называли
    • остяками,
    • вогулами,
    • самоедами?
    Что вы знаете об их культуре? (6 баллов)
  2. Какие религии исповедуют народы Сибири? Расскажите об особенностях одной из них. (9 баллов)
  3. Сравните мифы о создании и устройстве вселенной народов древних цивилизаций и народов Сибири.

    Как связаны мифы народов Сибири с естественнонаучными теориями и гипотезами о рождении Вселенной? (12 баллов)

  4. В историю христианства он вошел как «апостол» Аляски, его заслуги перед историей и культурой сразу нескольких народов его называют «несравненными и необычайными». Он родился в семье бедного пономаря с селе Иркутской губернии. В молодости вызвался отправиться в Русскую Америку для проповеди христианства. Обучал алеутов строительному мастерству, научил делать кирпичи. Сам построил небольшую церковь с колокольней. Открыл училище, больницу, дом для детей-сирот, магазины. Выучив алеутский язык, создал письменность, составил первый алеутский букварь. Изучал обычаи алеутов, местную географию, флору и фауну. Обучал грамоте индейцев Аляски. За заслуги был возведен в сан епископа. Изучал якутский язык, занимался переводом на него Священного Писания. В наши дни церковь причислила его к лику святых. (7 баллов).
  5. Он родился на востоке Сибири в семье пономаря и крестьянки-бурятки. Учился в Казанском университете, преподавал. Он говорил о вреде централизации для России, стоял за «вольнонародное самоустройство».

    Он призывал:

    «Пора провинциям вставать,
    Оковы, цепи вековые
    Централизации свергать,
    Сзывать советы областные».
    Последние двенадцать лет он провел в «родимой каторжной» Сибири — отбывал наказание за бунтарскую речь на панихиде по крестьянам, погибшим при подавлении восстания в Казанской губернии. Он создал теорию «русско-сибирской народности», которая основывалась на признании русских сибиряков особым этническим типом, отличающимся от русских, живущих в Европейской России. Кто это? (7 баллов).
  6. Он писал: «Изучением сибирского народного быта вообще и народного календаря в частности я занялся в 1886 г....Живя «невольником» в Сибири, равно как бывая в ней и по доброй охоте, я всегда и везде неизменно встречал как от сибирско-русского, так и сибирско-инородческого населения самое благожелательное отношение. Это немаловажное обстоятельство не раз облегчало терния моего продолжительного вынужденного пребывания в Сибири и трудности последующих путешествий по этой стране. Оно в громадной степени способствовало накоплению у меня знания сибирской народной жизни вообще и позволило, в частности, собрать основной календарно-фольклорный материал для настоящего этнографического труда. За все доброе, полезное, научно-ценное, что получил от народа, я говорю ему свое сердечное спасибо». Кто автор этих строк и о каком труде идет речь? (9 баллов).
  7. Расскажите о календаре одного из народов Сибири. Как особенности культуры и быта отразились в нем? (9 баллов)

Справки по тел.: (383-2) 30-23-39 (Зенина Наталья Владимировна).

Адреса для корреспонденции:

Почтовый 630090, г. Новосибирск, а/я 82. Майничевой А.Ю.
e-mail: maini@archaeology.nsc.ru

Сведения об участнике марафона:

Фамилия, имя
Класс, возраст
Школа, колледж
Контактный адрес и телефон


Содержание:
  • Главная страница
  • Информация о проекте
  • Архив новостей
    События:
  • 15.06.2002
    На сайте опубликованы работы победителей конкурса «Край, в котором мы живем».

  • 16.04.2002
    Подведены итоги финального тура интеллектуального марафона «История Сибири: люди и свершения».

    1 место присуждено Елене Михайлец (с. Баган Новосибирской обл.), 2 место заняла Любовь Никонова (г. Новосибирск), 3 место — Андрей Плесцов (с. Осиновка Чулымского р-на Новосибирской обл.)

    Евгений Бондаренко (с. Широкий Яр Мошковского р-на Новосибирской обл.), Елена Свитог (г. Барабинск Новосибирской обл.), группа школьников д. Ташары Мошковского р-на Новосибирской обл. получили сертификаты участников финального тура марафона.

    Поздравляем!

  • 29.11.2001
    17 ноября 2001 г. в рамках проекта Института Археологии и Этнографии СО РАН «Наш общий дом: формирование принципов толерантного существования в поле этнических сообществ» в конференц-зале новосибирского филиала Института Открытое Общество прошли дебаты на тему «Межнациональные браки — это хорошо». Об этом мероприятии вы можете прочитать в статье Татьяны Милавской.

    Рекомендуется к посещению:
  • «Сибирская Заимка»

  • Вернуться к началу страницы
    Хостинг: .masterhost
      ©2001—2003 «Сибирская Заимка»