KONKURS.ZAIMKA.RU
Спецпроект журнала «Сибирская Заимка»
Подчинение
народов крайнего
Северо-Востока…
Реализация интересов
северных народов…
Проект «Наш общий дом: формирование принципов толерантного существования в полиэтнических сообществах»

Школьные дебаты:
«Межнациональные браки — это хорошо»

Милаева Т.

17 ноября 2001 г. в рамках проекта Института Археологии и Этнографии СО РАН «Наш общий дом: формирование принципов толерантного существования в поле этнических сообществ» в конференц-зале новосибирского филиала Института Открытое Общество прошли дебаты на тему «Межнациональные браки — это хорошо». Организатором этой акции выступила новосибирская городская общественная организация «Дем Клуб». В мероприятии принимали участие школьники старших классов, участвующие в программе «Дебаты» из трех школ Новосибирска: по одной команде от гимназий № 1 и № 2, и целых две команды представляли школу-колледж № 130.

Каждый из нас на раз сталкивался в течение жизни с таким явлением как дебаты. Любому человеку часто приходится дискутировать, отстаивать свою собственную позицию, опровергать точку зрения оппонента. Искусству спора, ораторскому искусству люди учились с древних времен. В современном обществе подобные навыки также необходимы. Приобрести их помогает программа «Дебаты», которая в настоящий момент распространена более чем в 50 странах Европы, Азии, Америки. Родиной дебатов являются англоязычные страны: Англия и Америка, хотя корни уходят в Древнюю Грецию. Дебаты могут быть разными по стилю: например, политическими или парламентскими. В качестве международной игры дебаты оформились в первой половине XX века. Как и любая другая игра, дебаты имеют свои правила, структуру и участников. Дебаты, в которые играют школьники, называются дебатами Карла Поппера и имеют свои особенности в правилах ведения дискуссии. Одна команда представляет «Утверждение», а другая — «Отрицание». Команды состоят из трех спикеров, у каждого, из которых своя роль. Первый спикер должен осветить проблему, отношение к ней данной команды, аргументировать его. Второй должен произнести более эмоциональную речь, содержащую примеры, статистику, все то, что подтверждает позицию команды. Роль третьего оратора — подведение итога, то есть анализ всего хода игры и доказательство того, почему именно точка зрения этой команды выиграла. Суть игры заключается в том, что игроки, соблюдая правила и регламент, должны отстоять свою позицию по какой-то определенной дискуссионной теме. Важно то, что нужно не только выступать с речами, но и уметь быстро находить контраргументы, чтобы доказать независимым экспертам — судьям — превосходство собственной позиции над позицией оппонентов. Аудитория также может участвовать в процессе, задавая вопросы, выясняя тем самым глубину суждений «Утверждения» и «Отрицания».

Дебаты дают возможность расширять свой кругозор, ориентироваться в проблемах современного общества, а также развивать способность анализировать, уметь не только слушать, но и слышать других людей, допускать возможность существования иной, пусть и отличной от собственной точки зрения. Часто приходится отстаивать чуждую себе точку зрения, но это, в свою очередь позволяет выявлять достоинства и недостатки каждой позиции и лишний раз доказывает пословицу, что у каждой медали есть и оборотная сторона.

Целевой аудиторией этой игры являются в большей части студенты и школьники старших классов. Что же их так привлекает в данной игре? Помимо вышеперечисленных навыков, «Дебаты» дают возможность общаться, путешествовать, приобретать друзей не только в России, но и практически во всем мире.

Вернемся к событиям 17 ноября. Дебаты проходили в два этапа: сначала между ребятами из гимназии № 2 (в составе Калуга Ларисы, Викторовой Ульяны и Ширяева Ярослава) и командой школы колледжа № 130 (в составе Фроловой Ксении, Томас Екатерины и Портных Валентина). Во второй раз «дебатировала» гимназия №1 (Редькина Светлана, Устьянцева Надежда, Бредихин Роман) и снова школа-колледж №130 (Алена Рыданных, Филюрина Екатерина, Жданов Петр). Первые команды были «Утверждением» (то есть, они доказывали, что межнациональные браки — это хорошо), а вторые, соответственно, «Отрицанием».

В ход шли различные аргументы. Это и неудивительно, так как вопрос о межнациональных браках вечный, спорный и до сих пор нерешенный. Ребята говорили о различных ценностях: о свободе выбора человека, о благополучии отдельного человека в обществе. Понять, хороши межнациональные браки или нет, достаточно сложно скорее даже не возможно, просто, мы можем констатировать, что явление это имеет как свои положительные стороны, так и отрицательные. С одной стороны в результате таких браков рождаются очень одаренные дети, которые ко всем своим прочим достоинствам зачастую знают два языка, терпимы и толерантны к представителям других рас, национальностей и религий. Но с другой стороны у этих людей могут быть правовые проблемы, поскольку в некоторых странах браки между представителями разных национальностей считаются вне закона. Кроме того, люди теряют этничность, они не знают к какому этносу себя относить, а представители этих этносов могут и вовсе не принимать их. Однако, опираясь на исторический опыт, можно смело сказать, что межнациональные династические браки способствовали решению межгосударственных конфликтов и практикуются уже не первое тысячелетие. Аргументов как «за» так и «против» можно приводить множество, с чем ребята прекрасно справились. А то, что так и не было сказано, было дополнено студентом 5 курса Гуманитарного факультета НГУ (исторического отделения) Иваном Безденежных, который готовил тематический материал для игры, работал с командами, а также непосредственно после дебатов выступал в качестве эксперта. За это нужно сказать Ивану огромное спасибо! Далее слово взял руководитель проекта, кандидат исторических наук, сотрудник и ученый секретарь Института Археологии и Этнографии СО РАН Андрей Андреевич Бадмаев. Андрей Андреевич, единственный профессионал из всех выступающих, высказал свою точку зрения на данную проблему, а затем наградил каждого из участников благодарственными письмами и книгами, написанными учеными Института Археологии и Этнографии.

И участники, и организаторы дебатов остались довольны. Мы же надеемся, что это была не последняя подобная акция. Напоследок хочется сказать огромное спасибо учителям школ: Татьяне Ивановне Лысенко, Татьяне Дмитриевне Солдатовой, Ирине Анатольевне Литвин за то, что они подготовили такие замечательные команды!


Содержание:
  • Главная страница
  • Информация о проекте
  • Архив новостей
    События:
  • 15.06.2002
    На сайте опубликованы работы победителей конкурса «Край, в котором мы живем».

  • 16.04.2002
    Подведены итоги финального тура интеллектуального марафона «История Сибири: люди и свершения».

    1 место присуждено Елене Михайлец (с. Баган Новосибирской обл.), 2 место заняла Любовь Никонова (г. Новосибирск), 3 место — Андрей Плесцов (с. Осиновка Чулымского р-на Новосибирской обл.)

    Евгений Бондаренко (с. Широкий Яр Мошковского р-на Новосибирской обл.), Елена Свитог (г. Барабинск Новосибирской обл.), группа школьников д. Ташары Мошковского р-на Новосибирской обл. получили сертификаты участников финального тура марафона.

    Поздравляем!

  • 29.11.2001
    17 ноября 2001 г. в рамках проекта Института Археологии и Этнографии СО РАН «Наш общий дом: формирование принципов толерантного существования в поле этнических сообществ» в конференц-зале новосибирского филиала Института Открытое Общество прошли дебаты на тему «Межнациональные браки — это хорошо». Об этом мероприятии вы можете прочитать в статье Татьяны Милавской.

    Рекомендуется к посещению:
  • «Сибирская Заимка»

  • Вернуться к началу страницы
    Хостинг: .masterhost
      ©2001—2003 «Сибирская Заимка»